реди чистая лужайка с выкошенной травой, кончающаяся у воды невысоким обрывом. Под обрывом омуток. Не долго думая, рыболов ложится на траву и быстро подползает почти к самому берегу. Чуть приподнявшись, делает заброс. Хариус! Новый заброс — опять хариус!
Поклевки кончаются, рыболов идет дальше. Лужайка сменяется густыми зарослями. Здесь речка делает крутой поворот, и на самом мысу стоит толстая ольха. Вот прекрасное укрытие!
И омут хорош, но есть неудобство: почти над всей его поверхностью распростерлась, близко припав к воде, широкая ветка черемухи. Но ничего! Между отдельными прутьями есть просветы, куда можно опустить червя.
Леска опускается к воде. Грузило, качнувшись от ветра, ложится на тонкую ветку, и червяк, извиваясь, повисает в двадцати сантиметрах над водой.
Из воды стремительно вылетает крупный хариус, хватает насадку и через секунду бьется на крючке. Оказывается, хариус может вести себя довольно смело лишь тогда, когда не видит рыболова.
Ловля хариусов — очень живое дело, требующее от рыбака подвижности, хитрости, сметливости, осторожности, умения делать трудные и длинные переходы, умения маскироваться.
Ужение хариусов развивает в рыболове выносливость, выдержку, наблюдательность — качества, особенно ценные для наших спортсменов.
Ужение хариусов богато сменой ярких впечатлений, острых переживаний, живописных пейзажей.
Если учесть еще возможность осеннего и предзимнего ужения хариусов, то в актив рыболова-«харьюзятника» надо записать еще и такие качества, как закалка и привычка легко переносить все капризы погоды.
Многие полагают, что с наступлением осенних холодов клев хариусов прекращается. Это заблуждение. Почти в любую погоду— в моросящий дождь, в ветер, если он не ураганный, в снегопад — хариуса можно успешно удить, лишь бы вода не была чрезмерно мутной. Даже когда речка замерзает и открытая вода остается только на перекатах, и тогда клев хариуса не прекращается.
Осень постепенно переходит в зиму. Нетерпеливый рыболов-зимник, соблюдая предосторожности, выходит на середину омута, ложится на лед, чуть припорошенный снегом, и смотрит в воду, прикрыв от света глаза ладонями.
Лед и вода прозрачны, как воздух: видно все до мельчайших подробностей. Дно покрыто сплошным слоем темнобурых листьев березы, ольхи, черемухи, тальника, какими-то ветками, опавшими водяными растениями.
Проходит несколько минут и откуда-то появляется хариус. Он выходит на глубину и останавливается в полводы, повернувшись головой против течения. Видно, как двигаются плавники
|