Приход дяди Ильи вносит в ряды приунывших любителей заметное оживление.
— Вишь5 какое дело, — обыкновенно объясняет он любопытным, — ежели есть «жор», тогда ты из одной лунки только поспевай таскать, нет «жора», хоть на все триста лунок навались, а толку не будет... Ну, брат, садись, садись. Баять некогда. Денек нынче короткий... — и дядя Илья сурово склоняется над лункой.
Проходят несколько минут, поплавок дяди Ильи вздрагивает и медленно плывет кверху. А это значит, что берет подлещик или лещ. В последние годы московские любители очень остроумно усовершенствовали зимнюю поплавочную удочку. «Прыгающий» поплавок работает с точностью хорошо выверенного часового механизма и, как всякая истинно хитроумная выдумка, основан, в сущности говоря, на простом принципе.
Лещ и подлещик берут со дна и из-за своего высокого и округлого тела вынуждены становиться углом к насадке, приподнимая при этом хвост чуть ли не вертикально к площади дна. Взяв насадку в рот, лещ или подлещик подымают ее кверху, постепенно принимая горизонтальное положение. С учетом характерных особенностей такого клева и оснащена лещовая леска. На расстоянии трех пальцев от крючка прикреплена большая, величиной с горошину, дрс-бинка, которая топит поплавок, пробочный или «пеночный», пропущенный сквозь леску А выше на две четверти от большой дробинки прикреплена маленькая. Она по весу в два раза меньше большой и держит поплавок «по-летнему»—на поверхности воды, если большая дробинка приподнята от дна.
Когда большая нижняя дробинка достигает дна, то рыболов спускает поплавок на несколько сантиметров под воду. И стоит только лещу или подлещику взять насадку в рот и приподнять ее вместе с нижним грузом кверху, как освобожденный от нижнего груза поплавок вскинется кверху, потянув за собой леску с маленьким верхним грузом. В этот миг рыбак производит подсечку. За это свойство зимний лещовый поплавок назвали «прыгающим». Замечено, что чем крупнее подлещик, тем медленнее выбрасывается поплавок. На этом признаке основана сила подсечки: в одном случае она производится широким, в другом — коротким движением* одной только кисти руки.
Зимой ловят на тонкий «перелом» — леску капронового типа, сечением 0,2 миллиметра. Что же касается дяди Ильи, то он отдает предпочтение еще более тонкой снасти —леске 0,15 миллиметров. И ничего! Случалось дяде Илье на эту, казалось бы, ненадежную снасть вываживать и килограммовых лещей. А иной «дачник» не выведет на такой леске и фунтового подлещика...
Минул полдень. Сиверко становится еще резче, горизонт — темнее. «Рыбачки» и «дачники» носятся вокруг своих лунок и, как продрогшие возницы, отчаянно машут руками. Ни у кого ничего:
— И поклевки не видал!
— Пропади ты пропадом! Разве это ловля?
|