Должна падать на метр от берега и даже ближе: там, под крутыми берегами Бужи, стоят крупные язи, ожидая падающих с яра насекомых.
Поклевки долго ждать не приходится: если поблизости есть язь, он берет сразу; поплавок качнется раз-другой и неторопливо поедет в сторону. Тут и нужно подсекать. Подсачек необходим, так как неудобно поднимать крупного, сильного бьющегося язя в лодку: в трех случаях из четырех он может уйти.
Неизъяснимое очарование скрыто в этом способе ловли. Медленно, еле шевеля веслами, плывешь по тихой реке, куда ветру прегражден путь столетними дубами, обступившими Бужу с обеих сторон. Удочку надо закидывать с большим искусством: над рекой нависли кроны деревьев, и приходится всячески изощряться, чтобы подкинуть насадку в намеченное местечко: в тихий, глубокий заливчик, где вода покрыта нанесенными туда веточками и желтыми листьями; или под корни дуба, который уже так наклонился, что, кажется, вот-вот свалится в воду. Тут не применишь простой заброс через голову, так как при этом крючок у тебя зацепится за ветку дерева за твоей спиной, на которое придется карабкаться, чтобы отцепить крючок, а не сумеешь отцепить — прощай и крючок, и поплавок!
Удилищем взмахиваешь вбок так, чтобы леса в полете шла параллельно воде, не цепляясь за свисающие к воде ветки и листья.
Но рассказать о всех приемах невозможно: им учит практика. Когда поплаваешь несколько часов по извилинам Бужи, когда потеряешь парочку поплавков и пяток крючков, то и искусство заброса появится само собой.
А какое сильное чувство овладевает тобой, когда после подсечки вода у берега забурлит, и сильная, упористая рыба начнет ходить на конце лесы, в дугу сгибая удилище!
Восемь, десять килограммов хороших язей может наловить на Буже искусный рыбак за длинный летний день, и это в разгар глухого сезона, когда хищники не берут, когда спиннингисты изнывают от скуки, печально посматривая на свое бездействующее «оружие»...
|